Основные положения законопроекта «О народовластии через всеукраинский референдум», внесенного в Верховную Раду президентом Владимиром Зеленским, не соответствуют нормам Конституции, а само содержание документа имеет признаки плагиата. Об этом заявил председатель Политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», народный депутат Виктор Медведчук.

Виктор Медведчук
Виктор Медведчук

Политик напомнил, что 9 июня президентом был внесен в Раду проект Закона Украины «О народовластии через всеукраинский референдум» (регистр. № 3612), определенный главой государства как неотложный.

«Анализ основных положений законопроекта указывает на его несоответствие нормам Конституции Украины, гарантирующим полноту власти народа и его право на управление государственными делами (статьи 5 и 38 Основного Закона Украины), а само содержание законопроекта имеет признаки плагиата», – отметил Медведчук.

Популярные статьи сейчас

Фанаты в отчаянии: Олю Полякову подкосил серьезный недуг, что известно о состоянии

Доставайте пуховики и зонты: Украину накроет непогода, каким областям не повезет

Прощальная жара и проливные дожди: синоптики рассказали, какой погоды ждать украинцам на выходных

Такой шары не было никогда: Vodafone запустил новый тариф, всего 5 грн

Все новости

Парламентарий напомнил, что на основании распоряжения председателя ВРУ от 13 января 2020 года в парламенте была создана рабочая группа для разработки проектов законов по вопросам народовластия.

«Указанной рабочей группой был разработан проект Закона "О всеукраинском референдуме ", обнародованный 4 марта 2020 года на веб-сайте парламента для общественного обсуждения. 13 мая 2020 года председатель Верховной Рады Украины обратился с запросом о мнении Венецианской комиссии по поводу проекта Закона Украины "О всеукраинском референдуме". Текст Законопроекта, внесенного президентом Украины, по сути, является воспроизведением проекта закона, подготовленного парламентской рабочей группой», – указал Виктор Медведчук.

Народный депутат акцентировал внимание на том, что органы Верховной Рады ‒ не подрядная организация президента по подготовке его законодательных инициатив, а молчаливое использование законодательных разработок народных депутатов – это плагиат, что неприемлемо в правовом государстве, в котором конституционно определен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

«В силу статьи 93 Конституции Украины народные депутаты Украины, как и глава государства, являются самостоятельными субъектами законодательной инициативы. Украинский народ в соответствии с частями второй, третьей, четвертой статьи 5 Конституции Украины является единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, и не может быть никем ограничен или лишен права выражать свою волю на всеукраинском референдуме», – подчеркнул Медведчук.

Парламентарий сослался на Конституционный Суд Украины, по мнению которого положение части третьей статьи 5 Конституции следует понимать так, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти может реализовывать свое право определять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции на всеукраинском референдуме.

Также Суд указал, что «из нормативно-правового содержания положений частей второй, третьей статьи 5 Основного Закона Украины, по которым народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине и народу принадлежит право определять и изменять конституционный строй в Украине, следует, что народ имеет право принимать новую Конституцию» (Решение от 5 октября 2005 года № 6-рп/2005).

«Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины "по содержанию статей 5, 72, 74 Конституции Украины народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, осуществляя свое волеизъявление через референдум, может в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами Украины, принимать законы, вносить изменения в действующие законы, отменять их (кроме законов по вопросам налогов, бюджета, амнистии)" (Решение от 16 апреля 2008 года № 6-рп/2008)», – привел Виктор Медведчук позицию КСУ по данному вопросу.

Кроме того, продолжил политик, положения части первой статьи 3 законопроекта, определяющие предмет всеукраинского референдума, нивелируют право украинского народа как единственного источника власти на управление государственными делами, в том числе на принятие новой Конституции, законов, внесение изменений в законы на всеукраинском референдуме, тем самым сужают содержание и объем существующих прав граждан Украины, что противоречит части третьей статьи 22 Основного Закона.

«Статьей 74 Конституции Украины закреплено, что референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Законопроект расширяет перечень вопросов, которые не могут быть предметом всеукраинского референдума, а именно:

1) противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколах к ней;

2) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;

3) в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;

4) отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда», ‒ подчеркнул Медведчук.

Парламентарий также отметил, что на всеукраинский референдум может выноситься только один вопрос (часть третья статьи 3 законопроекта), а «контроль соответствия Конституции Украины вопроса всеукраинского референдума возложен на Конституционный Суд Украины (статья 21 законопроекта)».

Политик указал и на то, что, исходя из конституционно определенных функций и полномочий, КСУ является судом права, а не факта.

«Дача заключений, в частности, по вопросам, которые "направлены на создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды", находится вне сферы компетенции органа конституционной юрисдикции. Это, по сути, уголовные деликты, правовую оценку которым должны давать правоохранительные органы», – подчеркнул Медведчук.

Он отметил, что, в отличие от законопроекта, внесенного в Раду президентом, предложенный «Оппозиционной платформой ‒ За жизнь» проект Закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе» – это реальный механизм для народовластия.

«Предметом законодательного референдума является принятие Конституции Украины, законов о дополнении Конституции Украины, внесении изменений или признании недействительными законов либо отдельных их положений, которыми были внесены изменения в Конституцию Украины («народное вето»); законов Украины, законов о признании недействительными или изменении законов (правовых актов), принятых Верховной Радой Украины (украинский народ как субъект права собственности на землю и ее недра не может быть лишен права определять, например, статус земли сельскохозяйственного назначения и ее неотчуждаемости как источника своего благосостояния)», – перечислил основные отличия Виктор Медведчук.

Также, сообщил нардеп, законопроектом от ОПЗЖ предусматриваются согласительные референдумы (согласование со стороны украинского народа действий органов государственной власти или разрешение на принятие ими конкретных решений как в сфере внутренней жизнедеятельности государства, так и в сфере международных отношений, например вступление Украины в НАТО или ЕС) и контрольно-отзывные референдумы, предполагающие осуществление народом контрольных функций по выполнению обязанностей государством в лице уполномоченных им органов, их должностных лиц, которые они должны выполнять в соответствии с предписаниями Конституции Украины.

«Граждане получат возможность на референдумах выражать недоверие Кабмину и Верховной Раде и тем самым отправлять их в отставку, принимать решения об отставке глав районных и областных государственных администраций, советов всех уровней, председателей сельских, поселковых и городских советов», – объяснил Медведчук.

Законопроект, подготовленный ОПЗЖ, отметил политик, направлен на осуществление полномочий украинского народа через всеукраинский и местные референдумы и соответствует демократической европейской практике.

«Так, в части стран ‒ членов ЕС (Австрия, Греция, Дания, Эстония, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Словения, Германия, Франция) предусмотрена возможность принятия законов на общегосударственных референдумах. По народной инициативе законодательные референдумы могут проводиться в Италии, Латвии, Литве, Мальте, Польше, Словении, Венгрии», – подчеркнул Виктор Медведчук.